Коллекция Международного Мемориального Треста Рерихов включает тридцать семь гималайских этюдов Н.К.Рериха. В галерее представлены такие картины, как «Горные ледники», «На берегу озера Понгало», «Монастырь Шери. Ладак», «Кайлас». Каждый из этюдов по-своему неповторим, но все они доносят до нас несравненную красоту и величие Гималаев. Синева неба ложится на их вершины голубыми тенями; жемчужные облака и туманы проплывают над их изломами; издалека, словно драгоценные камни, сверкают ледники, а склоны гор в звездном свете мерцают таинственно и загадочно…
Горы Рериха живут и дышат, и в дыхании их смешивается дыхание Земли и Вселенной. Художник был убежден, что Гималаи хранят ключ ко многим тайнам истории планеты и человечества. «Сколько незапамятных знаков соединено с этой горной страной, - писал Николай Константинович. - Даже в самые темные времена средневековья, даже удаленные страны мыслили о прекрасной Индии, которая кульминировалась в народных воображениях, конечно, сокровенно таинственными снеговыми великанами».
Гималаи для Рериха – символ духовного восхождения человека, его тысячелетних связей с этим магическим пространством планеты. «Гималаи! Здесь жили Риши. Здесь звучала священная флейта Кришны. Здесь стал известен Благословенный Гаутама Будда. Здесь возникли Веды. Здесь жили Пандавы. Здесь – Гессер-Хан. Здесь – Арьяварта. Здесь – Шамбала. Гималаи – драгоценность Индии. Гималаи – Сокровище Мира. Гималаи – священный символ Восхождения».
Поистине, гималайские этюды великого русского художника Н.К.Рериха – явление в мировом искусстве уникальное. Не случайно Рерих заслужил звание «Мастера гор». Вот как охарактеризовал его гималайскую серию премьер-министр Индии Джавахарлал Неру:
“Когда вы смотрите на эти полотна <…> кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но о чем-то постоянном и вечном».
«Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи, - писал Н.К.Рерих. - Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением».
Study of
Mountains (3)
1934-1935
Buddhist Monks Returning from Lahul
1934-1935
Study of Shery Monastery, Ladakh
1934-1935
Study of
Mountains (12)
1934-1935
Study of
Mountains (13)
1934-1935
Study of
Mountains
1924-1925
Mountain Pass 1934-1935
Tibetan Lake 1924-1928
Study of
Mountains (2)
1934-1935
Study of
Mountains (6)
1934-1935
On the shore of the Pongalo Lake
1924-28
Study of
Mountains (6)
1934-1935
Mount Kailash
1934-1935
Study of Mountains 1924-1928