Объекты ММТР / Зал русского народного декоративно-прикладного искусства

Начало формирования коллекции предметов русского декоративно-прикладного искусства в гималайском имении Рерихов относится, пожалуй, к 60-м годам XX века, когда С.Н.Рерих открыл в трех комнатах Дома Рерихов галерею картин своего отца Николая Константиновича. Можно предположить, что гости из России, приезжавшие в усадьбу, чтобы увидеть картины великого русского художника, привозили с собой русские сувениры: расписную посуду, матрешки, живописные подносы, предметы хохломской росписи и другие - и дарили их на память Святославу Николаевичу и Девике Рани, ежегодно навещавшим имение в Кулу. 

Зал русского народного декоративно-прикладного искусства

Из поколения в поколение передают русские умельцы секреты изготовления нужных в быту предметов из природных материалов. Настоящими произведениями искусства являются посуда, туески, шкатулки из бересты, которые можно увидеть в одной из витрин Зала. Изделия из бересты - наружного слоя березовой коры - всегда пользовались в России особой любовью. Берестяные изделия славятся своей легкостью и способностью сохранять тепло, а также обладают лечебными свойствами. 

Испокон веков в России изделия из дерева и металла украшали нарядной росписью. Технологии росписи в различных регионах страны значительно отличались друг от друга. Так, в XVII веке в селе Хохлома Нижегородской области зародилось искусство окраски дерева в золотистый цвет без использования золота. Хохломские ковши, ложки, миски,  раскрашенные золотыми и разноцветными красками, расходились по всей России. Современные изделия хохломского промысла  представлены в экспозиции Русского зала – чайный сервиз на столе, выполненный из дерева с росписью в русском традиционном стиле «хохлома», словно приглашает гостей к чаепитию. 

Здесь же красуется символ русского чаепития – расписной металлический самовар, который традиционно использовался в русских семьях для кипячения воды и приготовления чая. Вокруг самовара обычно собиралась вся семья, и каждый выпивал по пять-шесть чашек ароматного напитка.

В углу на стене, сбоку от стола, на полочке, украшенной вышитым полотенцем, рушником, посетители увидят русскую икону «Троица». Такое место в русской избе, где находились иконы и стоял стол, называлось «Красный угол» (в значении «красивый»). Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в Красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В Красном углу сажали самых почетных гостей. Любая трапеза начиналась и заканчивалась молитвой.

Красотой и декоративностью отличаются золотистые поделки из соломки – засушенных стебельков разных хлебных злаков – их можно увидеть здесь же в витрине. Солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось и дошло до наших дней. Соломенные скульптуры, куклы, шкатулки и вазочки теплого золотистого цвета пользуются любовью и детей, и взрослых.

Рядом со столом в Красном углу стоит нарядная «хозяйка» дома, приглашая желающих сфотографироваться рядом с ней.

Еще одним знаменитым видом русской народной росписи является «гжель» - изделия этого народного промысла можно увидеть в одной из витрин Русского зала. Здесь  представлены нарядные вазочки, чайники, тарелочки и другие предметы из керамики и фарфора, расписанные вручную синей краской по белому фону. Этот художественный стиль несколько столетий назад возник в русском селе Гжель, и в наши дни мастера Гжели бережно сохраняют и развивают старинные традиции.

Жостовский промысел зародился в подмосковном селе Жостово в XIX веке, когда местные умельцы начали расписывать металлические подносы яркими букетами цветов на черном или цветном фоне. Поднос из обычной вещи превратился в произведение искусства. Такие красочные подносы, изготовленные современными жостовскими мастерами, также представлены в экспозиции. 

В давние времена зародилось в России искусство изготовления игрушек. Русские народные игрушки отличаются яркими красками, оригинальным внешним видом и образностью. В каждой местности были свои традиционные формы фигурок, цвета и узоры, техника их создания. Игрушки изготавливали из дерева, из глины, из ткани. 

Особую теплоту и уют в атмосферу Зала вносят русские тряпичные куколки, выполненные мастерицами из разных городов России. Такие куклы с древних времен изготавливались не просто как детские игрушки, но и как обереги, берегини, защищающие от злых духов и приносящие счастье. 

Народные промыслы — это именно то, что делает культуру России, впрочем, как и Индии, и других стран, богатой и неповторимой. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия. С давних времен дошли до нас искусство росписи и резьбы по дереву, традиции гончарного и кузнечного дела, мастерство изготовления глиняной и деревянной игрушки. Некоторые из традиционных русских промыслов представлены в экспозиции Русского зала.

Во всем мире известна и любима русская матрешка – расписная деревянная куколка «с секретом» - при раскрытии из нее появляются «сестрицы» меньшего размера. Круглолицые веселые девушки в косынках и русских народных платьях обычно держали в руках серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Нарядные авторские матрешки украшают и оживляют музейное пространство.

В экспозиции можно увидеть и элементы традиционной русской одежды, украшенной вышивкой, и павловопосадские платки, радующие глаз  яркими красками, и лапти, сплетенные из коры деревьев. 

Надо сказать, что изучение взаимосвязей русской и индийской культур всегда представляло особый интерес для Николая Константиновича Рериха. Еще в России он пришел к мысли о глубоком родстве культур России и Индии. 

Красота, выразительность, образность изделий народных мастеров вызывает в каждом чутком сердце желание сохранять и приумножать сокровища народного творчества, поскольку   изделия народных промыслов — это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, которые передаются по наследству из поколения в поколение и делают культуру каждого народа уникальной и неповторимой.

В экспозиции представлены разноцветные дымковские игрушки – символ Кировской области. Их лепят из глины, затем обжигают и расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. 

«Уже давно мы мечтали об основах индийского искусства, - писал художник в 1913 году в своей статье «Индийский путь». – Невольно напрашивалась преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии». В экспозиции Русского зала посетители обратят внимание на схожесть традиций, технологий, орнаментов русского народно-прикладного искусства и искусства народов Гималаев. 

Эта традиция продолжилась и в 1990-х годах, когда был создан Международный Мемориальный Трест Рерихов и гостей из России стало значительно больше. Тогда и возникла идея познакомить индийских туристов с декоративно-прикладным искусством России. Первая экспозиция русского народного творчества открылась в Административном корпусе Института «Урусвати» в начале 2000-х годов, а в 2017 году, теперь уже в Лабораторном корпусе Института, открылась обновленная экспозиция, поскольку, благодаря стараниям друзей из России, коллекция изделий русских народных художественных промыслов в  ММТР постоянно пополняется.  

В экспозиции можно увидеть и элементы традиционной русской одежды, украшенной вышивкой, и павловопосадские платки, радующие глаз  яркими красками, и лапти, сплетенные из коры деревьев. Такую обувь носили  в русских деревнях с глубокой древности вплоть до XX века. Интересно отметить, что подобные лапти, только в сочетании с вязаными вставками, являлись традиционной обувью и в гималайских регионах Индии, в том числе и в долине Кулу. Посетители ММТР и сегодня могут надеть их, входя в галерею картин Н.К. и С.Н. Рерихов.