Объекты ММТР / Зал "Е.И.Рерих. Грани творчества"

Торжественное открытие зала, посвященного Е.И.Рерих, в Административном корпусе Института «Урусвати» состоялось 30 апреля 2019 года и было посвящено 140-й годовщине этой выдающейся русской женщины -  жены и сподвижницы Н.К.Рериха, философа и писательницы, чье творческое наследие и богатейший духовный опыт являются поистине бесценным вкладом в сокровищницу мировой культуры. 

Зал "Е.И.Рерих. Грани творчества"

В гималайском имении в Наггаре Елена Ивановна вместе со своим мужем и двумя сыновьями Юрием и Святославом прожила около 20 лет, и все эти годы были наполнены непрестанным творческим трудом. ⁠Активное участие в работе Института гималайских исследований «Урусвати», деятельность по продвижению идей Пакта Рериха и Знамени Мира, работа над текстами философского Учения Живой Этики и многие тысячи писем с объяснением положений Живой Этики… Она творила для людей, во имя их будущего, и немало лет пройдет, прежде чем в полной мере будет осмыслено героическое творчество этой удивительной женщины.

Основой новой экспозиции, подготовленной сотрудниками ММТР в сотрудничестве с Международным Центром Рерихов (Москва) стали репродукции рисунков Е.И.Рерих из фондов Международного Центра Рерихов. «Архангел Михаил», «Акбар», «Архат», «Аллал Минг», «Шри Шанкарачарья» и многие другие… 

Многие из рисунков Елены Ивановны стали основой картин Николая Константиновича. Художник часто повторял, что под каждой его картиной должно стоять два имени – мужское и женское.

О земном пути Елены Ивановны, о ее жизни и творческой деятельности рассказывают архивные фотографии, представленные на выставке, а также книги и личные вещи из фондов ММТР, которые и сегодня хранят тепло ее прикосновений.

 

Ценным экспонатом зала стало небольшое скульптурное изображение Е.И.Рерих, сидящей в кресле с книгой в руках, работы Л.П.Калугиной, профессора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, переданное автором в дар ММТР.

В образе Е.И.Рерих гармонично сочеталось земное и небесное.  Будучи образованнейшим человеком своего времени, писателем и общественным деятелем и оставаясь при этом любящей женой и заботливой матерью, – она в то же время являлась выдающимся философом и сотрудницей Высших Сил.

«Придет время, - писала она в одном из писем, – и наука о мирах дальних, так мало сейчас ощутимая, будет захватывающе интересной и близкой нашему сознанию, станет осязаемой. Мы поймем всю нашу зависимость обоюдную от этих дальних и близких миров. Единство Космоса с человечеством станет истиной неоспоримой, и такое сознание преобразит жизнь мыслящего человека».

Уверенные, выразительные линии, яркие образы – свидетельство сознательного контакта Елены Ивановны с мирами более высоких состояний материи, зарисовка ее видений. Так, рисунки «Храмина всем» и «Свет» отражают идею о существовании единого источника всех религий. «…Все философии, все религии исходили из Единого Источника, и те же Великие Умы, принесшие Свет <…> на заре нашего человечества, продолжали приносить его и на всем протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания, - писала Елена Ивановна. - Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях разных философий и религий, соответствовавших времени».