Объекты ММТР / Мемориальный дом Рерихов
Мемориальный Дом Рерихов

Мемориальный Дом Рерихов является основой музейного комплекса Международного Мемориального Треста Рерихов. Именно с Домом в первую очередь связана память о великой русской семье, прожившей здесь почти 20 лет. С Домом связаны все основные моменты творческой работы Рерихов – художественной, научной, философской, литературной. Здесь создавались величайшие произведения искусства, совершались гениальные научные прозрения, велась огромная общественная работа. Здесь закладывались основы росийско-индийской дружбы и сотрудничества. В Доме можно почувствовать дух прошлого, время сохранило в нем непреходящие исторические, мемориальные, художественные, а главное, духовные ценности.

… Николай Константинович Рерих с женой и сыновьями впервые увидели этот дом ранним морозным утром. Он стоял на горном склоне, откуда открывался вид на хвойные леса и снежные вершины Гималаев. Далеко внизу виднелся Беас. Совсем близко, там, где угадывались истоки Беаса, поднималась двуглавая, блистающая снегом, вершина Гепанга – горы «М», как назовет ее Елена Ивановна.

В двухэтажном каменном здании никто не жил.  Выяснилось, что дом был построен еще в прошлом веке, в 1880 году, английским полковником Генри Ренником, а потом перешел во владение раджи княжества Манди. Место это уединенное, далекое от железной дороги,  зимой все дороги и тропы к нему заносит снегом. Да и летом на виллу можно было попасть только по пешеходной тропе или на лошадях.

Н.К.Рерих купил у раджи Манди понравившийся дом. Здесь, над горным поселком Наггар, он и поселился со своей семьей…

В настоящее время от входных ворот к Дому ведет вымощенная каменными плитками дорожка. Она пролегает среди пышно разросшихся кустарников и деревьев, камелий, когда-то посаженных Е.И.Рерих, кустов роз, столь любимых ею. В разное время года здесь цветут нарциссы и ирисы, индийские лилии и хризантемы. В начале лета взоры посетителей привлекают белоснежные, тонко пахнущие цветы магнолии, а в июле зацветают душистые липы.

Лианы глициний и плетистой розы обрамляют южный вход в Дом, где располагается  сейчас  художественная галерея картин Н.К. и С.Н. Рерихов, созданная в начале 1960-х годов младшим сыном Рерихов Святославом Николаевичем.  Ранее здесь находились мастерская Николая Константиновича, кабинет Юрия Николаевича и кабинет секретаря  В.А.Шибаева.

Кабинет Николая Константиновича Рериха

«Утром Николай Константинович всегда приходил, после завтрака наверху, вниз, в свою мастерскую или в прилегающий к ней маленький кабинет, служивший мне канцелярией, - вспоминает В.А.Шибаев. - Я уже ждал его там, зная, что у него наготове не только новая статья, но обычно и несколько писем. Статью он диктовал мне прямо на машинку. Я читал небольшими отрывками уже напечатанное, он внимательно слушал и иногда добавлял или исправлял что-то, после чего диктовка продолжалась дальше. Вообще же Николай Константинович редко изменял продиктованный текст, так же как редко переписывал картины, работая над ними».

Высокий мольберт со следами красок и мемориальный письменный стол обращают нас к тому времени, когда здесь была рабочая студия Н.К.Рериха. Сколько удивительных картин, наполненных высочайшими энергиями духа, было создано Николаем Константиновичем в своей мастерской, сколько очерков было написано!

 

«День его начинался очень рано, - рассказывал Святослав Николаевич. - Он вставал в пять часов утра и приступал к работе над картинами. Если же были другие задания, он включался в жизнь текущего дня… Николай Константинович  не торопился, не суетился, всегда работал размеренным темпом. Например, когда он писал, то писал медленно, но мысль его была так сгармонизирована со скоростью писания, что он излагал законченную мысль без какой-либо поправки или оговорки…

Днем были встречи, которые входили в орбиту общественной жизни отца, он делал также свои записи, в перерыве слушал музыку - это его освежало – и затем до позднего вечера продолжал свою работу. И так всегда его день был полностью занят кипучей творческой деятельностью».

Кабинет Юрия Николаевича Рериха

Архивные фотографии позволяют представить мемориальную обстановку кабинета. Стены были заставлены шкафами с научными изданиями и старинными манускриптами. В каталожных ящиках  хранилась обширная научная картотека Юрия Николаевича с лингвистическими, историческими, археологическими сведениями.  Карты маршрутов экспедиций, предметы конной амуниции, буддийские тханки и произведения искусства – это далеко не полный перечень того, что окружало Юрия Николаевича и свидетельствовало о его разносторонних интересах и кропотливой научной работе.

 «Работает и поразительно много успевает сделать, - писала Е.И.Рерих  в 1933 году о своем сыне, - это, конечно, благодаря замечательной систематичности в работе, которую он унаследовал от отца. Сейчас он, помимо организационной работы по «Урусвати» и издания журнала, статей, серии «Тибетика» и своей основной работы «История Востока», работает над составлением тибетско-английского словаря. Труд этот колоссален, ибо он включает в него множество санскритских эквивалентов для пояснения тибетских терминов. Его книга «Trails to Inmost Asia» имеет два английских издания, одно немецкое и французское…»

Дверь, ведущая из мастерской Н.К.Рериха в кабинет его старшего сына, Юрия Николаевича, в прежние времена была закрыта, и войти сюда можно было только из прихожей (в настоящее время второй вход в Дом, с западной стороны, закрыт для посетителей). 

Столовая

К часу пополудни Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич, Святослав Николаевич и секретарь В.А.Шибаев сходились в столовой – это центральная комната нижнего этажа Дома. Мемориальная экспозиция столовой частично восстановлена  по имеющимся архивным фотографиям и с июня 2014 г. открыта  для обзора туристов (через окна и застекленную дверь).   Посетители увидят мемориальный обеденный стол, за которым собиралась семья;  семейные столовые приборы на столе и предметы старинного сервиза; серебряные кольца для салфеток с выгравированными на них инициалами Рерихов. Раздвигающаяся ширма закрывает вход в небольшую подсобную комнату, имеющую выход в переход и в летнюю кухню, откуда в столовую подавались блюда  для сервировки стола. Интерьер украшают бронзовые ритуальные предметы из наследия Рерихов; для воссоздания исторической обстановки в оформлении использованы современные буддийские тханки. Здесь, в столовой комнате, принимали гостей, здесь устраивались официальные встречи и приемы.

Второй этаж дома был «святая святых» семьи Рерихов, посторонних здесь  принимали редко, и в настоящее время осмотр внутренней обстановки комнат верхнего этажа посетителями возможен только через окна, со стороны открытой галереи. Галерея, возведенная вокруг Дома Рерихов в 1990-х годах, изменила исторический облик Дома, но она дает возможность туристам увидеть обстановку, в которой жили Рерихи, ощутить ту творческую атмосферу, в которой они мыслили и работали.

Кабинет Елены Ивановны Рерих

«Целыми днями, с утра до вечера, сижу за письменным столом, даже в сад стесняюсь выйти, чтобы не упустить время, - писала в одном из писем Елена Ивановна. - Помимо книг Учения и всех корректур на трех языках, - так, «Агни-Йога» вышла и на французском языке, я еще перевожу «Тайную Доктрину» и уже первый том переведен и сделано больше половины второго тома, также переведены «Письма Махатм», но еще начисто не переписаны. <…> Итак, все работаем, и отдых наш лишь в смене труда».

Письменный стол, за которым работала Е.И.Рерих, является основным экспонатом ее кабинета. Фотография духовного Учителя Елены Ивановны, тетради с дневниковыми записями, письма, книги, керосиновая лампа и букетик свежих цветов…

На полках книжного шкафа в кабинете Елены Ивановны можно увидеть издания книг Живой Этики. «Зов», «Озарение», «Община», «Беспредельность», «Сердце», «Аум», «Мир Огненный», «Братство»… Живая Этика повествовала о Космической эволюции человечества и ее особенностях, о роли человека в ее сложнейших процессах. Она соединила в себе достижения современной научной и философской мысли Запада и древнюю мудрость Востока, она воедино связала земное и небесное, человека и Космос. Елена Ивановна, образованнейший человек своего времени, записала и систематизировала Учение, а все творчество Николая Константиновича – художественное, литературное, научное – было пронизано его идеями. И сейчас в Доме хранятся книги с пометками и исправлениями, сделанными рукой Елены Ивановны.

В экспозиции кабинета можно увидеть труд Е.П.Блаватской «Тайная доктрина» в 2-х томах, переведенный Е.И.Рерих с английского на русский язык. «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы», - писала Елена Ивановна о Блаватской, которая в XIX столетии принесла западному миру первые сведения  о Белом Братстве и о Махатмах Востока.  Фотография Блаватской, принадлежавшая Е.И.Рерих, находится здесь же в экспозиции.

Из своего кабинета Елена Ивановна видела две вершины «белого исполина» -  Гепанга, или «Горы «М», как называли его Рерихи. Сейчас разросшаяся зелень частично скрывает Гепанг, но в ясную погоду его белоснежные вершины хорошо видны с открытой галереи. Они четко вырисовываются на синем небе  рядом с вековой гималайской сосной с уходящими ввысь четырьмя мощными стволами.

После трудового дня вся семья собиралась в семейной гостиной или в центральном зале на втором этаже. Экспозиция этих двух комнат хорошо просматривается с галереи через большие окна и застекленную балконную дверь. Во времена Рерихов на стенах комнат висели старинные тханки и любимые картины;  в шкафах хранились редкие манускрипты, ценные книги, пластинки. Бронзовые алтари с индуистскими богами, аллегорические животные и драконы, буддийские хоругви, картины на религиозные темы и другие уникальные художественные произведения, собранные в Тибете, Гималаях и Монголии во время Центрально-Азиатской экспедиции, по свидетельству очевидцев, создавали в Доме волшебную атмосферу необыкновенной красоты.

Именно здесь, за этим столом, свершался титанический труд по созданию Учения Живой Этики, или Агни-Йоги – философии Космической реальности, которую Е.И.Рерих записывала в сотрудничестве с Махатмами, Учителями Востока. За этим столом Елена Ивановна занималась переводами, корректурами и правками, здесь она отвечала на письма многочисленных корреспондентов, доступным и понятным языком объясняя важнейшие положения Живой Этики.

Гостиная и Библиотека

В.А.Шибаев вспоминал:  "В большой зале Николай Константинович, Елена Ивановна, а также Юрий и Святослав, когда они не были в отъезде или в экспедиции, проводили каждый вечер после ужина в тишине, слушая музыку или тихо беседуя. Елена Ивановна или Николай Константинович выбирали "программу", а я заводил патефон и ставил пластинки. <...> Часы, проведенные в полумраке слабо освещенной комнаты, были для меня особо возвышающими, сказочными. В такие часы что-то новое зарождалось и творилось в сознании, и я всегда трепетно ожидал их наступления".

«Аура нашего дома здесь приравнивается к высочайшему Ашраму, - записывала Елена Ивановна, -  потому что мы живем в теснейшем духовном общении и полной гармонии. Истинно, атмосфера насыщена лучшим эманациями. А такие эманации могут быть только полезны…»

В январе 1948 года, после смерти Николая Константиновича, когда семья покидала имение, многие реликвии, тханки, картины были, конечно, вывезены Рерихами из Дома. Но сохранившиеся интерьеры, мебель, книги, предметы искусства позволяют представить ту обстановку духовности, красоты и благородства, в которой жили Рерихи. Как вспоминал В.А.Шибаев, в постоянном напряженном труде Н.К.Рерих ничего не требовал для себя лично, он довольствовался самым малым.  Художник считал, что роскошь несоизмерима  ни с красотой, ни со знанием…

В этих комнатах делились впечатлениями прожитого дня, строили планы на будущее, вели самые задушевные беседы. В доме Рерихов все очень любили музыку. Часто ставили   Вагнера, Скрябина, Стравинского. Не уставали слушать Римского-Корсакова, Грига, Сибелиуса, Шуберта.  В тиши Гималайских гор музыка звучала особенно возвышенно, трепетно и торжественно.

Здесь же, на втором этаже, находилась мастерская С.Н.Рериха, выходившая окнами на Гималайскую гряду и долину Кулу. Можно предположить, что именно в этой комнате Святославом Николаевичем создавались такие картины как «Карма Дордже» (1934), «Сага о Гесэр-хане» (1937), «Весна в Кулу» (1939) и многие другие. Возможно, именно здесь он написал некоторые портреты Николая Константиновича 30-х – 40-х годов. Иногда, когда Святослав Николаевич был в отъезде, Николай Константинович работал в его мастерской. Как пишет С.Н.Рерих родителям из индийского княжества Траванкор в 1940 году, «…очень рад, что Пасик у меня работает в комнате по вечерам».

Кабинет Святослава Николаевича Рериха

В августе 1945 года С.Н.Рерих женился на известной индийской актрисе, внучатой племяннице Р.Тагора Девике Рани. Он привез жену в Кулу, и его мастерская стала кабинетом Девики Рани. Творческая и научная работа, организация выставок картин, работа по продвижению Пакта Рериха в Индии требовала от С.Н.Рериха постоянных разъездов, в которых Девика всегда сопровождала его.

С 1949 года Святослав Николаевич и Девика Рани поселились в имении Татагуни близ  Бангалора, но почти каждое лето они приезжали сюда, в  гималайскую усадьбу Рерихов.

И сегодня перед окном в комнате С.Н.Рериха и Девики Рани посетители увидят письменный стол, за которым Святослав Николаевич и Девика работали, читали, вели обширную переписку. Так, в  1964 году Девика писала исследователю жизни и творчества Н.К.Рериха П.Ф.Беликову: «Теперь, когда у меня перед глазами наши величественные горы, прямо напротив окна мастерской моего мужа, где я сейчас сижу, я мысленно с Вами».  «От Вас поклонился снежным вершинам и на памятник Николая Константиновича возложил цветы», -  прибавлял Святослав Николаевич.

В Доме Рерихов следовали своему образу жизни. Древняя Кулута – так раньше называлось княжество в долине Кулу - жила своей жизнью. Но между виллой и долиной не было отчуждения. Местные жители любили и уважали всю семью Рерихов – за доброту, отзывчивость, за готовность прийти на помощь. Часто по утрам местные жители приносили Елене Ивановне и Николаю Константиновичу цветы. В праздники появлялись с трогательными подарками  и танцевали у ворот виллы. В долине художника звали Махариши – Великий мудрец. Приходили смотреть его картины. Замирали, покоренные открывшейся им красотой...

Прошли годы, но и сегодня те, кто проходят мимо имения, останавливаются у ограды и кланяются Дому, где жил, мыслил и творил великий художник Николай Константинович Рерих со своей женой и ведущей Еленой Ивановной Рерих и двумя сыновьями Юрием и Святославом  -  достойными преемниками  и продолжателями всех начинаний и дел своих родителей.

В настоящее время Международным Мемориальным Трестом Рерихов в сотрудничестве с Международным Центром Рерихов (Москва) проводится большая научно-исследовательская работа по изучению и реконструкции исторических интерьеров Дома Рерихов.

Скрупулезное изучение  архивных документов, фотографий и мемориальных предметов; исследование художественного и литературного наследия членов семьи Рерихов, а также свидетельств очевидцев и фото- и киноматериалов разных лет; работа по ремонту и реставрации Дома Рерихов и работа по консервации и реставрации музейных объектов и предметов, документов и печатных изданий; поиск и приобретение недостающих необходимых элементов для создания экспозиции и подготовка информационных материалов – все это вдохнет новую жизнь в уникальное пространство мемориального Дома и позволит многочисленным гостям Треста умом и сердцем ощутить ту высокую творческую атмосферу, в которой жили, мыслили и творили члены великой семьи Рерихов.

«Гора «М» видна была и из смежной с кабинетом спальной комнаты Елены Ивановны и Николая Константиновича. Ее священные вершины во всем их величии запечатлел С.Н.Рерих на своей картине «Гепанг», находящейся в этой же комнате на камине.