Объекты ММТР / Боги и Хранители долины Кулу
Боги и Хранители долины Кулу

Своеобразным храмом–экспозицией под открытым небом стала коллекция каменных изображений богов, риши (мудрецов) и героев - покровителей долины Кулу, собранных под вековой гималайской сосной рядом с Домом Рерихов. До начала 90-х годов прошлого века, во времена Рерихов, здесь находились только конная статуя Гуга Чохана и небольшое изображение Нарсингха, закрепленное на стволе. В 1990-х годах, во время строительства гаража для мемориальной машины, под сосну были перенесены все каменные изображения божеств, находившиеся ранее с северной и западной стороны Дома.

Божества играют важную роль в жизни долины Кулу. «В этом древнем месте имеется 360 богов, - писал Н.К.Рерих в своем очерке «Боги Кулуты» (1929). – Среди них также есть Готама Риши, посвятивший себя буддизму, который, как известно, жил здесь веками. Здесь Акбар Великий, чья статуя находится в храме Маланы, и все учителя и герои, кто мечом, а кто духом выигрывали великие битвы».

Однажды на поле Николай Константинович Рерих заметил торчавший из земли необычный камень. Оказалось, что это каменная нога, обутая в сапог. Когда стали копать, обнаружили фигуру всадника на лошади. «Гуга Чохан, - сказали местные жители, - покровитель долины». Статую установили во дворе дома под сосной. Над ней, на стволе, закрепили каменное  изображение Нарсингха. К дому каждый день приходили жрецы совершать пуджу в честь древних героев.

История сохранила факты, что Гуга Чохан был раджпутским принцем, который в 10-м веке создал государство в северной части Раджастхана, прилегающей к Пенджабу и Харьяне. Его вспоминают как справедливого правителя, отважного бойца а также великого йогина. Он был инициирован в йогическую традицию натхов, которая ведет начало от знаменитого йогина Горакнатха. Согласно легендам, Гуга Чохан был его учеником и совершил множество чудес. Люди верят, что часть его жизни прошла в долине Кулу. Н.К.Рерих изобразил статую Гуга Чохана на нескольких картинах, среди которых картины «Гуга Чохан. Кулута» (1931) и «Кулута» (1936).

В борьбе с иностранными завоевателями Гуга Чохана  поддерживал его соратник и правая рука Нарсингх и его сестра-королева Гуги . В храмах Гуга Чохана их скульптуры всегда ставят вместе: три всадника – Гуга Чохан, его сестра Гуги Чохан и Нарсингх. В настоящее время жители говорят, что центральная статуя, найденная некогда Н.К.Рерихом, - это фигура отважной  Гуги, сестры Гуга Чохана. Всадник справа от нее – легендарный Нарсингх. А вот статуя слева от нее, всадник без головы – это сам Гуга Чохан. По легендам, в одном из тяжелых боев ему отрубили голову, но еще три дня после этого он продолжал сражаться. Эти герои стали покровителями долину Кулу, они защищают и охраняют Наггар, и имение Рерихов, и Институт «Урусвати».

Боги долины Кулу вершат правосудие, путешествуют по долине и общаются со своими почитателями посредством гуров, или шаманов.  Н.К.Рерих приводит слова одного из местных гуров:  “Боги в долине живут в процветании. У них много имущества и земли. Без их разрешения никто не может срубить дерево. Боги приходят друг к другу в гости. Многие видели, как боги путешествуют. Иногда они летают, иногда ходят, делая огромные прыжки, опираясь на посохи. Конечно, помимо этого, несколько раз в году они совершают триумфальные шествия в сопровождении барабанного боя и рева труб…”.

«Гур восседает на коврике, - рассказывает Н.К.Рерих, - и, закончив жечь благовония, дает каждому из нас цветок как знак благосклонности богов. Боги очень удовлетворены, - сообщает он нам. Мы не оскорбили их. Напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного  храма…».

Каменные изображения богов, собранные Рерихами, датируются XIV - XVII столетиями и выполнены в народном стиле. Кроме вышеназванных легендарных героев, под четырехствольной гималайской сосной, за которой сияют снежные вершины двуглавого Гепанга, можно увидеть изображения богинь Дурги, Кали и Парвати, бога Солнца Сурьи, отважного Ханумана… «Камни говорят о прошлом, пишет Рерих. – Но к северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев. За ними лежит дорога на Лахул и Ладак. А главный белый исполин называется Гугу Гури Дхар – «Путь Духовного Учителя». Эта концепция объединяет всех Риши в великое единое целое, ведя по пути к Высотам».

Так возник открытый храм Гуга Чохана  (порой его называют храмом Нарсингха), где  каждое утро местный священник проводит пуджу и к которому приходят поклониться и выразить почтение все сотрудники ММТР перед тем, как приступить к своим служебным обязанностям, а также местные жители.

Гуры очень почитаемы в долине Кулу.