Новости / ...

11.10.2022

Международная конференция в ММТР «Культурное наследие Гималаев и творчество Рерихов: значение для Будущего». День второй

Второй день Конференции в Международном Мемориальном Тресте Рерихов, организованной  Музеем штата Химачал Прадеш (г. Шимла) в сотрудничестве с Международным Мемориальным Трестом Рерихов, Международным Центром Рерихов (г. Москва) и киностудией исторических фильмов «Фараон» (г. Санкт-Петербург) открылся вдохновенным выступлением д-ра Ом Кумара Шармы, основателя и руководителя школы санскрита в Кулу (Индия).

Д-р Ом отметил, что Н.К.Рерих обладал многими талантами, многими замечательными качествами, и все они были проявлением Божественной, Высокой энергии, и нам посчастливилось, что мы имеем пример такого человека. Все, что он делал, и та его космическая философия, которая направлена на возвышение человека – все это происходило благодаря той силе, которая и привела его из России в Индию. Д-р Ом вспомнил об ученом, буддисте и буддологе Церинге Дордже, который говорил, о том, что Н.К.Рерих – это не просто обычный человек, это человек высшего ранга, и то, что мы знаем о нем как о художнике, это еще далеко не все – нужно изучать высшие аспекты, которые он олицетворял. Можно говорить о тысяче аспектов, которые присутствуют в творчестве Н.К.Рериха, отметил д-р Ом. Но самое главное, что он являлся не просто сыном Востока или сыном России – он человек, которого нам послала Вселенная.

«Понятие о психической энергии в философии Живой Этики» - так звучала тема выступления П.М.Журавихина, ответственного секретаря Международного Центра Рерихов (Москва), советника Российской Академии естественных наук. В первой половине XX века в результате многолетнего сотрудничества Е.И. и Н.К. Рерихов с группой Великих духовных Учителей Индии была создана философская система, получившая название Живая Этика, или Агни-Йога. Согласно энергетическому мировоззрению Живой Этики, единство Вселенной обеспечивает Всеначальная космическая энергия, в применении к человеку называемая психической. Знания о свойствах и качествах этой энергии, которые мы находим в Живой Этике, расширяют наше познание, открывают науке новые возможности для изучения тонкоматериальной физиологии человеческого организма. Докладчик подчеркнул, что научное изучение психической энергии будет способствовать одухотворению всей человеческой жизни и формированию нового сознания человечества.

Доклад «Наука и Живая Этика в соприкосновении с жизнью», представленный М.Н.Тарасовой, врачом по диагностике и коррекции энерго-информационных полей (Курган, Россия), был подготовлен ею в соавторстве с коллегой Т.Е.Булатовой, психологом, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры психологии Курганского государственного университета. Докладчик отметила, что в Живой Этике говорится об овладении новыми энергиями опытным путем, с помощью физических приборов. Таким прибором стал аппарат, изобретенный супругами Кирлиан в 1949 году. Он дал возможность фотографировать удивительное свечение, исходящее из растений, из кончиков пальцев человека и других объектов. Свечение представляет собой поток электронов, летящих в поле высокой частоты. Так в руках исследователей появился инструмент для наблюдения, изучения и съемки невидимых глазу излучений. Результаты, полученные в ходе исследований, проводимых авторами доклада уже на протяжении 20 лет, дают возможность изучать психическую энергию и ее влияние на человека и природу, а также анализировать состояние человека на аппарате Кирлиан и давать определенные рекомендации. М.Н.Тарасова привезла аппарат с собой в ММТР  и пригласила всех желающих проверить свое состояние и увидеть мир тонких энергий воочию.

Т.С.Купава, исследователь творчества Рерихов, член Совета Рериховских организаций (Россия, Крым), посвятила свое выступление П.Ф.Беликову (1911-1982). Ее презентация так и называлась: «Павел Беликов – биограф Рерихов. Работа для Будущего». Павел Федорович является автором многочисленных публикаций о жизни и творчестве  Рерихов, а также собирателем архивных материалов, посвященных великой семье. Он родился в Эстонии и прожил там всю жизнь. С книгами Живой Этики познакомился в 1930-х годах, и они стали основой его мировоззрения. Имея глубокие познания в философии, литературе, поэзии, он выступал с докладами; подготовил и несколько докладов о Рерихе. Великий художник, живя в то время в Индии, узнал о талантливом юноше и написал ему письмо. Это очень вдохновило молодого исследователя, и он начал собирать архив Н.К.Рериха, а в будущем и архив всей семьи. Так он вступил на путь служения Культуре. Архив, собранный Беликовым, насчитывал более 40000 единиц хранения: книги, фотоматериалы, публикации о Н.К.Рерихе, его письма и очерки. Материалы собирались при помощи самих Рерихов и их ближайших сотрудников. Книги и статьи, написанные Беликовым, стали началом серьезного научного рериховедения.

Гаутам Кашьяп, исследователь и переводчик из Бихара (Индия), выпускник Санкт-Петербургского Государственного Университета, выступил с докладом «Сравнительный анализ творчества Рахула Санкритьяяна и Николая Рериха». Он познакомил слушателей с краткой биографией Рахула Санкритьяяна, индийского писателя, переводчика, путешественника и ученого, который прошел долгий путь от индуиста и буддийского монаха до мыслителя-коммуниста. Своими глубокими знаниями он заслужил звание Махапандита, то есть великого ученого. Вспомним, что Н.К.Рериха называли Махариши – за его великие дела для человечества. 

Р.С.Минвалеев, доцент кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия)  представил доклад «Физическая реконструкция тибетской йоги Туммо». Ученый напомнил о картине Н.К.Рериха под названием «Туммо (На высотах)», где изображен одинокий йог, сидящий на вершине без одежды и не испытывающий холода. Эта способность тибетских йогов, практикующих Туммо, противостоять экстремальному воздействию холода, стала предметом изучения для группы ученых и исследователей под руководством Ирины Архиповой, основателя и продюсера киностудии исторических фильмов «Фараон», автора проекта «В поисках утраченных знаний» и организатора многочисленных экспедиций, в том числе в Гималаи. В докладе представлены результаты проведенных исследований, а также разработанные учеными методики, как противостоять холоду без стрессового реагирования.

Молодой исследователь из Дели Арджун Шиваджи Джайн, директор культурного центра «Красный дом» представил доклад «Посланники эстетики и этических ценностей: Толстой, Тагор и Рерих». Великие личности XX века, обладающие огромным мыслительским, писательским, художественным талантом, они стали для народов России и Индии истинными учителями жизни, мудрецами, несущими благо человечеству.  Докладчик поделился с участниками Конференции своими яркими впечатлениями от посещения Ясной Поляны и Шантиникетана и выразил благодарность судьбе, которая привела его в усадьбу Н.К.Рериха.

Ольга Карасева, ведущая и переводчик на Конференции, представила свой доклад «Культура как универсальный язык единения народов (на материале работ Рерихов)». Рерихи жили в эпоху многочисленных межэтнических, межнациональных и межкультурных противоречий и войн, схожую с той, в которой довелось жить и нам - эпоху подмены ценностей и смыслов понятий. Именно в такую эпоху мысли о культурном единстве и построении нового общества, основанного на понятии культуры, особенно актуальны. Культурное единство противостоит узкому национализму. Рерихи считали, что культурное единство строится на принятии исторического опыта, взаимосвязи поколений, преемственности и глубине; ориентации на установление контактов, взаимопонимание, общую историческую память; взаимном уважении, сотворчестве и сотрудничестве. 

Логичным завершением Конференции стал доклад Наталии Баженовой, заместителя руководителя Культурного Центра имени Н.К.Рериха, руководителя Отдела прикладного искусства Казахстана ГМИ РК им. А. Кастеева, Члена Союза художников Республики Казахстан «С.Н.Рерих и Л.В.Шапошникова о долине Кулу». Докладчик отметила, что долина Кулу занимает центральное место среди окружающих ее горных долин, объединяя их в одно историческое и географическое целое. Долину Кулу можно по праву считать богатейшим историко-этнографическим, культурным и природным заповедником. Не случайно именно здесь Рерихами был создан Институт «Урусвати». Труды С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой содержат ценные исследования и материалы, которые дают широкие возможности для изучения самых разных аспектов истории и культуры гималайской долины Кулу.

На этом аккорде двухдневная Конференция, посвященная культурному наследию Гималаев и творчеству Рерихов, завершилась. В заключительном слове д-р Хари Чаухан поблагодарил всех организаторов и участников Конференции и выразил надежду, что Конференция получилась интересной, что все узнали что-то новое для себя. Д-р Чаухан отметил, что индийские и российские ученые проявили взаимную заинтересованность и нашли много точек соприкосновения. В свою очередь, Лариса Сургина, Российский Куратор Международного Мемориального Треста Рерихов от имени российско-индийского коллектива ММТР поблагодарила д-ра Хари Чаухана и коллектив Музея штата Химачал Прадеш, руководство Международного Центра Рерихов и группу его волонтеров, а также киностудию «Фараон» за сотрудничество в организации Конференции. 

Конференция закончилась тепло и сердечно. Гостям вручили подарки, памятные призы и сувениры. Конференция стала еще одним важным вкладом в укрепление дружбы и взаимопонимания между нашими народами.

А.А.Лебеденко, кандидат педагогических наук и философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва, Россия) не имел возможность приехать на Конференцию и прислал для Конференции свой видеодоклад «Рерихи - основатели Института Урусвати». Доклад посвящен истории создания и многогранной деятельности Института «Урусвати», созданного Рерихами в Наггаре. Основное внимание уделяется вопросу сотрудничества России и Индии в деятельности «Урусвати». В докладе подчеркивается, что, несмотря на отдаленность от России,  Институт «Урусвати», вмещал в себя все особенности, присущие русским центрам науки и культуры. Это во многом определило его международную специфику и явило уникальный пример синтеза культур двух стран – России и Индии.